Умение читать – один из важнейших жизненных навыков. Чтение помогает детям учиться и познавать мир, развивает кругозор и воображение, способствует воспитанию, а еще делает ребенка более усидчивым и внимательным. Правда, не всегда процесс знакомства с книгами проходит гладко.
Как приучить ребенка к чтению и сделать его интересным? Ответы на эти вопросы знает педагог инклюзивного центра «Веры» Татьяна Селина.
Прежде всего, необходимо понимать, что привычка к книгам и чтению формируется далеко не за один раз.
«Родители должны быть готовы к системной работе. Можно даже создать новую семейную традицию. Например, читать книги каждый день в обед или перед сном», – рассказывает Татьяна Селина.
Она подчеркивает, что порой у детей, в частности особенных, не хватает внимания и усидчивости. Дети не воспринимают книгу и чтение, как способ досуга. Именно поэтому важно заниматься постоянно, чтобы ребенок постепенно привыкал к такому времяпрепровождению.
Причем, не обязательно уделять этому сразу много времени. На начальном этапе достаточно и нескольких минут, в течение которых родители познакомят ребенка с книгой. Лучше всего начинать с каких-то небольших рассказов или стихотворений.
«И тут очень важна эмоциональная составляющая. У ребенка должно быть хорошее настроение, чтобы он был готов воспринимать информацию», – отмечает педагог.
Ребенка нельзя заставлять. Наоборот, дело родителей прочитать текст так, чтобы дети заинтересовались. Для этого включайте все свои артистические способности, добавляйте эмоции и интонации.
Стоит понимать, что и сами книги для первого знакомства не должны быть скучными. Лучше всего, если это будут произведения с яркими и большими иллюстрациями и крупным шрифтом. В книжке могут быть и тактильные элементы, а вот всякие звуковые эффекты, музыка и песни, скорее будут выступать отвлекающим фактором. Они помешают ребенку сосредоточиться на главном.
Не забывайте и про обратную связь. Обязательно стоит обсудить с ребенком то, что он услышал и увидел, какой герой понравился и почему.
Очень полезным инструментом в этой ситуации может оказаться читательский дневник. Что это? Например, тетрадь или альбом, на страницах которых ребенок может создавать рисунки на тему того, что увидел или прочитал в книге. Такой подход позволит совместить знакомство с книгой с игрой и творчеством. Там же, если ребенок умеет читать и писать, можно предложить написать имена героев, а также зарисовать или в нескольких словах описать свои впечатления о них.
Приучать к культуре чтения важно на собственных примерах. Понятно, что если родители сами постоянно читают, если с книжками сидят старшие братья или сестры, то и ребенок скорее заинтересуется процессом.
«Родителей, если они хотят привлечь ребенка к чтению, ждет большая и кропотливая работа. Не стоит опускать руки, если не получилось заинтересовать ребенка с первого, второго, даже третьего раза. Создавайте атмосферу комфорта, ищите новые подходы, поймите, какие произведения ребенку интересны», – акцентирует внимание Татьяна Селина.
В этой работе родителям может помочь библиотека. В Гродно, например, в детском филиале собрано просто огромное количество различных книг для ребят любого возраста. Приходите в читальный зал, берите то, что понравилось, домой. И читайте! Даже если ребенок уже начал сам читать, родителям важно не пускать дело на самотек. Читайте вслух, читайте вместе, продолжайте открывать и для себя, и для детей бескрайний мир книг!