В арсенале педагога Центра помощи «Вера» Татьяны Селиной масса игр для особенных деток. Иногда они имеют сложное название, но являются простыми для родителей и понятными для детей. Одно из любимых пособий педагога «Веры» – «Дары Фрёбеля». Такое название игровая система получила от имени своего создателя – немецкого педагога Фридриха Фрёбеля. Расскажем, как можно использовать эту методику в домашних условиях, чтобы занятия с ребёнком были не только интересными, но и полезными.
«Прежде всего, присмотритесь, какие игрушки уже имеются у ребёнка. Часть необходимого, вероятно, найдётся у вас дома. Можно использовать конструкторы, где есть разные геометрические формы и фигуры (кубики, цилиндры, конусы, колечки, палочки, дуги, круги, квадраты и др.). Их можно брать за основу «Даров». Благодаря таким пособиям можно развивать художественно-эстетическое восприятие, речь, познавательную деятельность, фантазию, физическую активность», – советует Татьяна Селина.
Фридрих Фрёбель в своей практике уделял большое внимание игровой деятельности ребенка. Через игру ребенок познает мир, учится обобщать, анализировать и общаться. Он считал, что взрослый должен серьёзно и ответственно относиться к игре ребёнка. Задача родителя – организовать пространство для игры, через которую дети не только развиваются, но и выражают себя.
Дары Фрёбеля – обучающий материал, который может использоваться в разных играх в зависимости от особенностей и потребностей ребёнка. Учебный материал состоит из геометрических фигур и форм: кубы, цилиндры, шары, квадраты. Фигуры могут быть как объёмными, так и плоскими. Учебное пособие представляет собой 14 модулей (коробок) с различными фигурами.
Татьяна Евгеньевна предлагает следующие игры с «дарами Фрёбеля».
Сделайте 2 круга из подручных средств (лента, шнурок, обруч, кольцо), положите все фигуры в одном месте. Задача ребенка – сложить игрушки в каждый круг по одному или двум признакам. Если у ребёнка проблема с восприятием, положите игрушки сами и покажите ребёнку, как это сделали вы. После этого предложите ещё раз сделать это вместе.
Выложите из геометрических фигур логический ряд с чередованием по цвету либо форме. Например, жёлтый – красный, круг – квадрат. Ребенку нужно продолжить эту логическую цепочку. Начинайте с простых комбинаций. Когда он справился, можете усложнить задание.
Предложите ребёнку сосчитать фигуры по цвету, по форме, по объёму.
Уделяя время играм на познавательную деятельность, не стоит забывать и про физическую активность деток. У большинства из них есть нарушения в этой сфере. Каждому родителю стоит уделить внимание координации движения ребенка, крупной моторике, двигательной активности. Для этого педагог предлагает следующие игры:
Постройте из геометрических фигур простые дома или башенки. Дайте ребёнку мяч, чтобы он им сбивал постройки. Пусть пробует сбивать с разного расстояния, тем самым можно усложнять либо облегчать задание.
Дайте ребенку ложку/черпак. Его задача – перенести какую-либо геометрическую фигуру в ёмкость (корзина/кастрюля).
Возьмите две узнаваемые для ребёнка геометрические фигуры. Например, куб и шар. Условьтесь, при поднятии какой из фигур, какое действие ему нужно будет выполнить. Например, поднимаете куб – ребёнок хлопает, шар – топает. Выбирайте посильные для ребёнка движения. Можно сопровождать музыкой, всё индивидуально.
Возьмите лист бумаги и нарисуйте на нём сюжетную картинку (например, солнце, цветок, или автомобиль), а ребёнку предложите положить геометрические фигуры на нарисованный сюжет согласно их форме и цвету.
Если ребёнок воспринимает вашу речь, тогда с помощью геометрического материала можно проиграть сюжет известной сказки или придумать собственную историю. Ваша задача – поощрять самостоятельность ребёнка (сам выбирает цвет/форму фигур). Если он испытывает сложности с конструированием, помогите – покажите пример. Герои сказки условны – их можно собрать из нескольких фигур, а могут быть обозначены и одной фигурой.
Выложите наглядный либо знакомый ребёнку предмет (объект) из геометрических фигур (например, гусеница из кругов, поезд из прямоугольных фигур). Предложите ему повторить за вами, покажите, как это сделать. После дайте возможность сделать это самому.
«Чтобы играть с детками в такие игры, учитывайте их особенности и возможности (интеллектуальные, физические, психические), потребности в конкретный момент времени (не/хочет, не/интересно). Играйте по принципу «от простого к сложному», сопровождайте игры считалками, стишками-потешками. Ведь литературный материал мотивирует ребенка к обучению, развивает речь, формирует пассивный и активный словарный запас», – обращает внимание Татьяна Селина.
Играть со своим ребёнком, также важно, как и заботиться о его здоровье. Ведь через игру и общение с родителем, ребёнок познает мир, самовыражается, повышает самооценку, учится взаимодействовать с окружающим миром. Щедро дарите ребёнку своё внимание и время – это лучшее, что вы можете для него сделать!