Рассказываем, как можно улучшить память детей, развить моторику, ловкость и координацию, а также избавиться от логопедических проблем. Причем, монотонные и рутинные упражнения вполне можно превратить в увлекательную игру.
Именно таким образом выстроены занятия образовательных курсов в инклюзивном центре «Веры». Впрочем, педагог Центра Татьяна Селина подчеркивает, что значимого результата можно добиться, если родители будут заниматься с детьми на постоянной основе и дома.
У каждого полушария мозга свои функции. Если говорить простым языком, то правое, например, отвечает за образность и фантазию, а левое – за логику и мышление, речь и память. И очень важно, чтобы полушария работали и взаимодействовали как единая система, в противном случае могут возникнуть различные нарушения: проблемы с памятью, счетом, письмом, речью и координацией.
Для развития межполушарного взаимодействия отлично подходят игры и задания, где задействованы обе руки ребенка. Ведь согласно теориям, каждое из полушарий отвечает за работу одной из рук.
«Одно из ключевых упражнений – рисование двумя руками. Причем, можно это делать не только на бумаге, но и на песке, на манке и других поверхностях. Не важно, рисуют дети кисточкой или пальцем. Да и тематика рисунка может быть любой – от обычных линий до каких-то символов, цифр или букв», – подчеркивает Татьяна Селина.
Игры со шнуровкой также должны заинтересовать детей. Суть проста: на шнурок необходимо нанизать фигурки или предметы. В процессе задействованы обе руки.
Родители и сами могут изготовить простейший тренажер. На ровную палочку накручивается лента, на свободный конец которой закрепляется какой-нибудь интересный предмет, например, на водную тематику. Чтобы накрутить ленту и поднять якорь или рыбку, ребенку необходимо использовать обе руки.
Кстати, хорошим подспорьем станет и деревянный лабиринт, фигуры в котором надо двигать двумя руками. Купить такой можно практически в любом магазине игрушек.
К слову, даже решение обычных бытовых вопросов можно использовать для развития ребенка. Предложите ему после занятия собрать игрушки, используя каждую руку попеременно.
А еще очень важно, чтобы родители играли вместе с детьми. Эффективны в этом случае, прежде всего, пальчиковые игры.
«Например, хорошо известное каждому развлечение «Камень, ножницы, бумага». Только фигуры необходимо показывать не одной рукой, а сразу двумя», – рассказывает Татьяна Селина.
Причем, сначала показывать одинаковые фигуры, а потом начать демонстрировать их попеременно то одной, то другой рукой.
Есть и другие похожие игры. Например, когда большой палец попеременно дотрагивается к указательному, безымянному, среднему и мизинцу. Темп упражнения можно постепенно увеличивать. Кстати, полезным будет во время этой игры проговаривать стихотворения или потешки о пальцах.
Если ребенок уже знает буквы и цифры, то можно самостоятельно сделать своеобразный тренажер. На листе бумаги необходимо нарисовать или распечатать алфавит, под каждой буквой которого размещено задание – поднять правую или левую руку. Называя букву, ребенок должен выполнить и определенное движение.
«Самое главное, все упражнения необходимо выполнять на постоянной основе. Это поможет решить многие логопедические отклонения и нарушения», – говорит Татьяна Селина.
Она подчеркивает, что вовлекать ребенка в этот процесс надо без принуждения. Сделать это можно, через игру, например, если добавить в игры пальчиковые куклы. А еще стоит предусмотреть поощрение или маленькие призы за определенные достижения.