Все мы в ожидании летних дней, наполненных теплом. Погода за окном радует, а ласковое солнышко так и манит поскорее выбежать во двор. Летняя пора – идеальное время для активных игр.
Что делать с детьми? С маленькими и постарше? А с особенным ребенком? Однозначно, играть на природе! Так ребенок познает себя и окружающий мир, учится взаимодействовать с природой, выражает эмоции и впитывает новые знания. В какие игры стоило бы поиграть взрослому со своим ребенком, рассказывает педагог Детского инклюзивного центра Татьяна Селина.
— Во многих семьях существует проблема «ребенок-гаджет», будь то телефон, телевизор, компьютер. Дети много времени проводят, глядя в экран. Их кругозор сужается, уменьшается познавательный интерес, — предупреждает Татьяна Евгеньевна, — А надо ведь наоборот – предложить ребенку иной способ испытать положительные эмоции, получить опыт и знания. Все есть в реальной жизни. Просто поиграйте со своим ребенком в «правильные» игры. Не ставим ограничений для нормотипичного или особенного ребенка, все в силу возраста и возможностей.
Когда мы говорим об играх в летний период, то условно их разделяем на три группы: экологические, подвижные и творческие. Не нужно изобретать велосипед, предлагаем несколько готовых вариантов. Вы увидите, как можно в любом месте и в любой ситуации увлекать детей и взрослых. Игры можно придумывать из того, что лежит под ногами, например, из камешков.
«Отправьтесь с ребенком в небольшое путешествие, исследуйте экосистему», — рекомендует педагог центра.
Предпочтение стоит отдать прогулке по лесу или парку. Во время мини-экскурсии изучайте деревья, встречающиеся по пути. Подойдите поближе, дайте юному исследователю потрогать кору деревьев. Какая она? Твердая, мягкая, шершавая, гладкая.
Собирайте листья и плоды деревьев, ягоды, шишки и цветы. Дайте ребенку подержать их в руках, пощекочите листиком с дерева разные части тела. Напитывайте его сенсорными ощущениями. Если ваше чадо говорит, то произносите название деревьев. Расширяйте активный и пассивный словарный запас ребенка. Прислушайтесь к звукам природы. Пение птиц, шелест листвы и травы способствуют расслаблению сознания.
— Увиденное на прогулке, закрепите в домашних условиях, — советует Татьяна Евгеньевна, — здесь мы ориентируемся на возможности ребенка. Рисует? Тогда берем собранные на природе листики и перерисовываем их, раскрашиваем. Лепит? Берем пластилин и лепим шишку. Сделайте вместе поделку из собранных природных материалов. Распечатайте картинки деревьев, которые вы видели в парке, пусть малыш каждому дереву подберет свой листик или плод. Фантазируйте.
Займитесь садоводством. Да, езжайте на дачу или в деревню. Нет дачи – не беда! Устройте огород в домашних условиях. Уверены, что необходимый инвентарь найдется у вас дома: лопатка, лейка, грабли, ведро. Купите семена и почву. Выделите юному садоводу небольшой участок. Пусть он попробует самостоятельно вырастить то, что ему хочется. Обучите ребенка взрыхлять и копать землю. Посадите семена. Поливайте водой. Вместе с ребёнком наблюдайте за тем, как появляется росток, как он развивается. Учите ребёнка заботиться о растении. Ему будет интересен процесс.
Перевоплотитесь в следопытов. Все, что нужно маме или папе, заранее составить список предметов или вещей, которые будете искать со своим ребёнком в парке.
Вооружитесь лупами для полного погружения в игру. Если ребёнок не умеет читать, то подготовьте картинки тех предметов, которые можно отыскать в парке. Большой или маленький камень, одуванчик, листик с дерева.
«Такая игра хорошо развивает пространственное мышление, учит визуализировать предметы любых форм и размеров, ориентироваться среди них», — поясняет педагог центра.
Поиграйте с камушками и одновременно развивайте мелкую моторику рук. Отличный вариант игры – предложить ребенку выкладывать из камней буквы, слова или фигуры. Ребенка легко вовлечь в игру. Достаточно показать, что вам интересно то, чем вы вместе будете заниматься.