«Помочь ребенку сделать самому». Монтессори-терапия появится в Гродно для детей с особенностями развития | Центр помощи «Вера»

«Помочь ребенку сделать самому». Монтессори-терапия появится в Гродно для детей с особенностями развития

Дата: 18.07.2023

В скором времени такая методика работы с детьми будет применяться и в центре помощи «Вера». Она носит развивающий, терапевтический, воспитательный характер и не имеет возрастных ограничений. Посещать такие занятия можно будет с сентября и бесплатно.

Что такое система Монтессори?

Методика направлена на то, чтобы помочь детям проявить самостоятельность, обрести уверенность в себе, получить навыки самообслуживания. А роль педагога — поощрять ребенка в этом.

Ключевой принцип методики Монтессори — помочь ребенку сделать самому. Для этого создана специальная предметно-развивающая среда. Она поделена на зоны, в каждой есть набор материалов и пособий, которые развивают ту или иную сферу деятельности ребенка. Принцип обучения основывается на том, что все пособия ребенок может потрогать, увидеть, услышать.

«Пособия по системе Монтессори привлекательны для детей, так как они сделаны из натуральных материалов (дерево, ткань, картон) и построены по принципу «от простого к сложному». Все развивающие наборы выполнены в неярких цветах, чтобы не отвлекать внимание», —  рассказывает педагог центра помощи «Вера».

Педагог играет роль не наставника, а помощника и проводника в обучающем процессе. Он демонстрирует пособие, его принцип действия,  показывает, как с ним работать, и уже потом поощряет действия ребенка. Основная задача — заинтересовать.

Каждое пособие построено по принципу обучения на своих ошибках. Педагог дает ребенку самому понять, что пошло не так, предлагает это исправить. Таким образом, ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Если ребенок просит помощи, педагог объясняет снова, но не делает что-то за него.

Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Занятия построены с учётом потребностей и интересов ребенка, чтобы учиться было легко и в удовольствие.

«В работе с Монтессори материалами есть правила, которые необходимо соблюдать. Это формирует у ребёнка понятие о дисциплине. Например, класть вещи на свои места, соблюдать тишину и порядок. Критика и запреты не допустимы», — отмечает специалист.

Зоны в системе Монтессори

  Методика включает в себя зоны практической деятельности и знаний о природе и культуре, сенсорного и математического развития, зону развития речи.

Зона практической деятельности позволяет развивать у ребенка бытовые и навыки самообслуживания. Материалы направлены на умение застегивать/расстегивать, пересыпать/переливать, подметать, вытирать.

Зона сенсорного развития направлена на совершенствование органов чувств ребенка и подготовку к обучению. Зона развития математических представлений формирует у ребенка понимание количества, вводит в мир чисел, знакомит с элементарными математическими вычислениями (+-), с десятичной системой («золотой банк», «тактильные/шершавые таблички с цифрами», «доска Сегена» и т.д.).

Зона развития речи направлена на формирование у ребенка речевых навыков (понимание речи, развитие пассивного и активного словарного запаса, чтение и письмо). Педагог предлагает ребенку «Подвижный алфавит», «карточки по интуитивному чтению», «карточки по фонетическому анализу слов», «тактильные/шершавые таблички с буквами» и т.д.

Зона развития знаний о природе и культуре формирует представление об окружающем мире и эстетическое воспитание. Пособия связаны с изучением географии, астрономии, биологии, анатомии, истории и т.д.

Как проходят занятия?

Педагогическая система Монтессори предусматривает присутствие на занятии родителей, которые учатся вместе со своим чадом. Чтобы максимально уделить внимание ребенку, выбрана индивидуальная форма работы.

Занятие проводится один раз в неделю (45 минут). В день педагог сможет принять до 6 детей. Занятия проводятся бесплатно.

Работа по системе Монтессори позволит ребенку адаптироваться к окружающему миру, научит взаимодействовать с ним. В процессе занятий ребёнок повышает самооценку, уверенность в своих физических и интеллектуальных способностях, получает стимул к познанию мира, развивает мелкую моторику, улучшает игровую деятельность.

Занятия с детьми проводит педагог Центра – Татьяна Селина.  Специалист прошла обучение по курсу «Развитие ребёнка по системе Марии Монтессори» в БГПУ им. М. Танка. Чтобы открыть новое направление, Центром было закуплено необходимое оборудование. Это стало возможным благодаря пожертвованиям и спонсорской помощи от предприятий, организаций и неравнодушных людей. Сертифицированное оборудование закупалось в Санкт-Петербурге, на его приобретение было потрачено 14 634 рубля. С сентября Центр откроет свои двери для детей с особенностями развития!