Продолжаем серию публикаций про занятия, направленные на развитие органов чувств ребенка. На этот раз речь пойдет про осязание. Педагог Центра помощи «Вера» Татьяна Селина предлагает упражнения, которые расширят информацию ребенка об окружающем мире, предметах, разовьют чувствительность пальцев и тела к раздражителям, улучшат мелкую и крупную моторики.
У особенных детей нередко развивается дисфункция сенсорной системы: гипер- либо гипочувствительность. У одних наблюдается быстрая возбудимость, неадекватная реакция на внешние раздражители, другие, наоборот, ведут себя пассивно, ищут больше новых ощущений. Такой дисбаланс можно корректировать с помощью специальных техник.
Для развития чувствительности кончиков пальцев ребенку можно предлагать для прикосновения предметы с разными фактурами.
Улучшению осязательных навыков поспособствует такое упражнение. В корзинку надо положить разные предметы (мягкие, колючие, твердые, шершавые, ребристые, пушистые).
«Чем разнообразнее будет их фактура, тем лучше разовьются тактильные ощущения», – подчеркивает педагог.
Ребенку надо трогать, мять тот либо иной предмет рукой. При этом взрослый должен комментировать его действия и описывать поверхность материала. Наряду с развитием тактильности это способствует развитию у ребенка пассивного словарного запаса.
Усовершенствовать упражнение можно следующим образом. В мешочек кладутся указанные выше предметы, но ребенок их не видит. Ребёнку надо наощупь определить предмет и назвать характеристику его поверхности. Если ребенок не говорит, ему предлагается достать твердый, мягкий или другой предмет. Как вариант: определять предметы по форме (круглый, квадратный, треугольный).
Подспорьем для выполнения еще одного упражнения станут сенсорные боксы (ящички, лотки) с разными наполнителями. Это может быть крупа, шишки, желуди, каштаны, перья, бумага, с которыми ребенку необходимо тактильно взаимодействовать и играть.
Заранее нужно вырезать контурные изображения предметов по категориям (овощи, фрукты, цифры, буквы, животные, геометрические фигуры). Наклеить их на лист картона размером 15×15 см. Для изготовления силуэтов подойдёт глянцевая, матовая, бархатная бумага, ткань, наждачная бумага, полиэтилен. Проводя по поверхности ладошкой, ребенок изучает фактуру. Задачу можно усложнить. Сделать по паре предметов для обеих рук с одинаковой поверхностью (мягкая, шершавая, ребристая, колкая).
Новые ощущения ребенок получит в игре с предметами разной консистенции. Предложите тесто, охарактеризуйте его – оно вязкое, липкое. Для развития чувствительности пальцев также подойдут пальчиковые краски. Расширить познания ребенка о температуре предметов, понятиях «холодный», «горячий» помогут сосуды с водой разной степени нагретости.
Разные предметы (перышки, вата, мех) станут подспорьем для развития общей чувствительности. Прикасайтесь к частям тела: ладони, щеке, стопе, уху. Это помогает установить порог чувствительности ребенка, понять, какие прикосновения ему нравится или наоборот.
И для развития общей чувствительности родителям нужно чаще обнимать ребёнка. Если ребёнок сопротивляется в силу своих особенностей, ограничьтесь ласковыми поглаживаниями.
Существует комплекс упражнений и для ног. Можно походить по разным поверхностям в носках или босиком. Для этого могут использоваться массажные коврики промышленного производства либо изготовленные своими руками из ткани с пришитыми пуговицами, кусочками кухонной губки, веревочками. Хорошо для такой ходьбы подойдут лотки с камешками, песком, каштанами.
Такие незамысловатые приемы помогают повысить либо понизить порог чувствительности, в итоге приблизить его к норме.