Когда алкоголь занимает в жизни мамы и папы главенствующую роль, органы опеки нередко вынуждены вмешаться в нездоровые детско-родительские отношения … и сделать паузу. Ребёнок отправляется в социальный приют, а родители остаются с проблемой, которую нужно решать.
На это есть полгода. С родителями работает милиция, медики и органы опеки, в приюте с ребёнком – педагог-психолог. На этого специалиста ложится серьёзная задача – сделать всё возможное, чтобы помочь ребёнку справиться со своими проблемами, пережить душевную боль, а ещё показать здоровую модель отношений в семье. В идеале все стороны должны прийти к главному результату – возвращение ребёнка в здоровую семью.
Центр помощи «Вера» много внимания уделяет социальным приютам в Гродненской и Брестской области. Сюда мы доставляем гуманитарную помощь, организовываем для детей досуговые мероприятия, помогаем и в решении бытовых вопросов. В очередной поездке команда Центра пообщалась с педагогом-психологом Сморгонского социально-педагогического центра Натальей Девятень. Специалист рассказывает, как в приюте детям помогают не потерять себя, обрести надежду и снова поверить в своих родителей.
Наш собеседник педагог-психолог Сморгонского СПЦ Наталья Девятень. Женщина отмечает, что за её плечами 11 лет работы медицинским психологом. В приюте Наталья Ивановна работает больше года и быстро поняла, чем может быть здесь полезна. Детские душевные раны лечатся словом и искренней заботой.
– Абсолютно каждый ребёнок, попадающий в приют, хочет вернуться домой и беззаветно любит своего родителя несмотря ни на что. Разлука с мамой – это всегда большой стресс для ребёнка, какой бы она ни была. Поэтому педагог-психолог включается в работу с первой минуты, как ребёнок переступил порог детского приюта, – отмечает специалист.
Педагог-психолог не участвует в процессе изъятия ребёнка из семьи, это принципиально важно, отмечают в соцучреждении. Во-первых, на начальном этапе дети воспринимают сотрудников приюта, как угрозу. Педагог-психолог же должен оставаться в его глазах человеком, который не представляет опасности. Во-вторых, здесь важно выстроить доверительные отношения, от этого напрямую зависит конечный результат.
Один из главных принципов здесь – с первых минут окружить ребёнка любовью и заботой. А ещё – разговаривать с ним на равных и быть максимально честным. Когда контакт с ребёнком налажен, можно начинать психологическую адаптацию.
«Работа начинается с разговора, в результате которого совместно с педагогом социальным проводится первичная оценка эмоционального и физического состояния ребёнка. Педагог-психолог проводит диагностику интеллектуально-познавательной и личностной сферы. По итогу составляется план психокоррекционной работы. Это комплекс мероприятий, которые направлены на стабилизацию психологического состояния ребёнка, улучшение эмоциональной сферы, проработку психотравм, которые он получил в родной семье», – рассказывает Наталья Ивановна Девятень.
Зачастую дети, которые оказываются в приюте, уже имеют целый багаж психологических проблем. Находясь долгое время в травмирующей ситуации внутри семьи, у ребёнка происходят серьёзные личностные изменения. Рассчитывать на его полную реабилитацию за короткий срок не стоит, но положительных изменений даже за полгода плотной работы добиться можно.
Главная цель приюта – показать ребёнку, что есть другая модель отношений в семье, другая жизнь, где ребёнок – главная ценность, а забота о нём – первична. А ситуации в семьях бывают разные. Педагог-психолог выделяет те, с которыми уже пришлось столкнуться в своей практике.
«Чаще всего это семьи, где родители страдают алкогольной зависимостью. Таких подавляющее большинство. Как правило, это дети, о которых не заботятся, не удовлетворяют их первичные потребности, где всё внимание уделяется алкоголю и праздному образу жизни. Дети часто остаются без присмотра, без еды, без медицинской помощи.
Были в моей практике случаи, когда попадали в приют дети из опекунских семей. Приёмные родители не могут найти общий язык с ребёнком, отношения в семье становятся невыносимыми и требуют коррекции. Ещё одна категория – это дети родителей с психическими заболеваниями», – рассказывает Наталья Девятень.
Каждый случай по-своему сложен. Нередко в приют попадают дети, которые не имеют элементарных навыков самообслуживания – ходить на горшок, кушать, одеваться, не имеют представления о личной гигиене. Это говорит о том, что родителям просто не было дела до воспитания.
У других нужно работать с агрессией, повышенной тревожностью и раздражительностью, а в ряде случаев – иметь дело с проявлениями девиантного поведения. Например, склонность к бродяжничеству, воровству или обману, а порой и с суицидальными намерениями.
У педагога-психолога на каждый случай различные техники, но самый действенный – это дать возможность ребёнку высказаться, сообщить о своих чувствах, прожить эмоции и понять природу такого поведения. А ещё показать, что можно жить по-другому, стоит только разорвать порочный круг.
«Если первые дни ребёнок ещё закрывается, то спустя время он сам нередко спрашивает: можно я поплачу у вас в кабинете? Это говорит о том, что терапия не прошла зря. Очень действенно в детском возрасте упражнение «мешочек гнева», куда ребёнок может сколько угодно кричать, говорить, что ему не нравится, что болит, что беспокоит. Когда он освободился от негативных эмоций, становится легче и говорить о проблемах уже не так сложно», – рассказывает специалист.
Наталья Девятень отмечает несколько для нас удивительных фактов. Абсолютно все дети хотят вернуться домой даже несмотря на то, что дома приходилось несладко. Дети не перестают безусловно и беззаветно любить своих родителей, несмотря на то, что им уже пришлось столкнуться с родительским предательством. И здесь важно в этом их не переубеждать.
«Никогда в приюте детям не говорят о том, что родители плохие или они тебя не любят. Наоборот, мама очень хочет быть с тобой рядом, но у неё есть проблема. Мы с тобой должны ей помочь. Как ты думаешь, что мы можем сделать?», – акцентирует внимание педагог-психолог.
Пока дети находятся в приюте, параллельно ведётся работа и с родителями. К слову, сотрудники приюта всегда готовы выслушать и другую сторону, найти точки соприкосновения, помочь родителям наладить отношения со своим ребёнком. И, конечно, душа радуется, если родители становятся на правильный путь, а у ребёнка возникает перспектива вернуться домой.
На вопрос, что в вашей работе самое сложное, Наталья Ивановна отвечает не сразу. Здесь в принципе легко не бывает. Но самое сложное, когда родители обещают забрать домой, делают над собой усилие, у ребёнка появляется шанс вернуться в семью, а в последний момент срываются и возвращаются туда, с чего начинали.
«Самое сложное сказать ему, глядя в глаза: родители не справились, ты едешь в приёмную семью. В этот момент у ребёнка всё рушится, он чувствует себя обманутым, преданным, никому не нужным. И ты плачешь вместе с ним. Конечно, хочется, чтобы у каждого ребёнка была история со счастливым концом», – говорит Наталья Девятень.
К слову, статистика 2022 года говорит о том, что вернуться в родные семьи смогли только 50% выбывших из приюта детей. Остальные распределены в замещающие и приёмные семьи, а также детские дома семейного типа. Но, даже лишившись родительских прав, за мамой и папой остаётся шанс исправиться, восстановиться в правах и вернуть ребёнка. И такие случаи в практике приюта тоже были.
Что же касается педагога-психолога, то его работа не проходит даром. Наталья Девятень уверена, любое слово оставляет след. А терапия продолжает действовать и после того, как ребёнок покидает стены приюта. Вернувшись в семью, или обретя новую в лице приёмных родителей, ребёнок не остаётся без поддержки. Сотрудники приюта ещё длительное время оказывают семье консультативную помощь, навещают ребёнка и стараются всячески помочь в нормализации детско-родительских отношений.