В Гродно, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), на базе государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребёнка № 30 г. Гродно» есть две специальные группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Заведующий учреждением дошкольного образования Регина Карленовна Машковская первым делом ведёт нас в «пятёрку» (разновозрастная специальная группа № 5 для детей с ОДА). Заведующий сразу обращает наше внимание на безбарьерную среду, которая здесь создана для воспитанников с особыми образовательными потребностями.
В группе № 5 есть отдельный вход с собственным крыльцом, к которому ведёт пандус для колясок: так родители без препятствий доставляют детей в группу. Нет ни порогов, ни узких проёмов, в любые двери проедет ребёнок на коляске.
Санузел тоже оборудован с учётом особых потребностей детей. Нужно отметить, что сделано всё с умом – продумано до мелочей. Всё свежее, новое, аккуратное, красивое.
Как раз, сейчас у детей есть свободное время для игр. Ребята удобно устроились на коврике: Рома складывает большие детали конструктора, Женя увлёкся машинами, а Яна старательно сервирует стол для чаепития на игрушечном столике. Получается не сразу, пальчики не всегда слушаются…но воспитатель всегда рядом: то и дело меняет положение тела ребёнка, помогает дотянуться до чашки, поправляет, усаживает, мотивирует и радуется вместе с детьми, когда у них получается. В игровой зоне обилие оборудования, игрушек, множество познавательных зон.
В группе есть специализированные стульчики, несколько инвалидных колясок и даже специальные столики для занятий с педагогом, учителем-дефектологом. Степень ДЦП у воспитанников группы разная. Кто-то может ходить только с поддержкой, но самостоятельно сидит, а кому-то нужна коляска или специализированный стул. В группе с этим проблем нет.
Сотрудники вспоминают, что были здесь и дети с тяжёлыми формами ДЦП, практически лежачие. Такой ребёнок тоже может посещать дошкольное учреждение. Это не повод постоянно находиться дома, ограничивать его в общении и развитии, утверждает Регина Карленовна. Вопрос только в родителях и их доверии к учреждению дошкольного образования. Заведующий уверена, что таким детям очень важно общаться и социализироваться.
«Одна специальная группа рассчитана на детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но с сохранным интеллектом. Это дети, которые получают знания в соответствии с содержанием учебной программы дошкольного образования. Другая группа для детей с ДЦП и трудностями в обучении. Это уже другие программы обучения и коррекции. И в одной и в другой группе дети имеют основной диагноз – ДЦП.
Степень у всех разная, но мы не делаем исключений. В дошкольное учреждение готовы принять и деток, которые не способны совсем самостоятельно передвигаться и себя обслуживать. В учреждении достаточно возможностей для ухода за ними, квалификации сотрудников, а главное, у нас есть огромное желание таким деткам помогать, заниматься и делать их жизнь лучше», – отмечают в саду.
Ещё одна группа №11 предназначена для деток с ДЦП и трудностями в обучении. И эта группа полностью оборудована под специальные потребности воспитанников. Есть зона для работы логопеда-дефектолога. Специалист ведёт коррекционную работу с детьми не от случая к случаю, а работает с каждым ребёнком ежедневно.
«Т.к. все детки в группе №5 имеют двигательные нарушения, я провожу коррекционные занятия по двигательной мобильности. И, конечно, больше это индивидуальная работа под потребности ребёнка. Нередко дети имеют и некоторые речевые нарушения, упор делается и на это. Все наши воспитанники к окончанию дошкольного учреждения готовы сесть за школьную парту, могут читать. В процессе индивидуальной и групповой работы при поддержке родителей нам удаётся добиться очень хороших результатов», – рассказывает учитель-дефектолог (олигофренопедагог) Инна Матвейчик.
При этом в учреждении отмечают, что специализированные группы малочисленные – от 3-х до 6-ти деток. В каждой группе есть свой учитель-дефектолог и это дополнительная возможность получить квалифицированную логопедическую и коррекционную помощь.
Дошкольное учреждение имеет и собственный бассейн. Его посещают абсолютно все воспитанники, дети с ДЦП в их числе. Вода в бассейне ежедневно меняется. С детьми занимается квалифицированный инструктор по плаванию. Малыши также получают в дошкольном центре возможность проходить курсы массажа, пользоваться физиопроцедурным кабинетом, заниматься ЛФК.
Каждый день в саду для таких деток насыщен оздоровительными, реабилитационными и образовательными мероприятиями. Дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата принимают активное участие и в культурной жизни сада. Они участвуют в праздниках, утренниках, спектаклях и не пропускают ни одного мероприятия. Всё это положительно сказывается и на развитии особенного ребёнка и на его психоэмоциональном состоянии.
На 2023/2024 учебный год идёт набор в группы для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Посещение группы БЕСПЛАТНОЕ, ребёнок обеспечивается 3-х разовым питанием. При зачислении ребенка с нарушениями функций ОДА у родителей сохраняются пособия в полном размере. В группе действует гибкий режим пребывания. Ребёнок может находиться в дошкольном учреждении от нескольких часов до полного дня. В это время он обеспечен полным уходом и вниманием со стороны воспитателей и специалистов дошкольного учреждения.